На заседании Правления ОСПП 4 марта 2015г. от большого числа руководителей машиностроительных предприятий прозвучали вопросы об эффективности программ господдержки, необходимости развития внутриобластной кооперации для обеспечения выполнения портфеля заказов в рамках программ импортозамещения.
В этой связи 26 марта т.г. на базе ОАО «Гидропресс» состоялось заседание рабочей группы ОСПП по кооперации.
Вел заседание Лагуновский Вячеслав Кашифович – заместитель председателя Правления ОСПП, директор исполнительной дирекции ОСПП.
Повесткой заседания предусмотрено рассмотрение вопроса кооперации оренбургских машиностроителей в рамках реализации программ импортозамещения.
Перед заседанием состоялось знакомство с образцами, ТЗ, чертежами продукции, представленных предприятиями ОАО «Гидропресс», ОАО «Завод бурового оборудовании», ООО «Уралэлектро» для кооперации, проведены консультации с представителями предприятий по техническим и организационным вопросам изготовления узлов и деталей.
В ходе экскурсии по заводу «Гидропресс» генеральным директором А.И. Великим представлены производственные возможности механосборочного корпуса: цеха металлоконструкций, механического, малярно-упаковочного, сборочного цехов и инструментального корпуса, потенциал КБ, имеющего в своём штате высококвалифицированных конструкторов, способных создавать кузнечно-прессовое оборудование любой сложности.
Великий А.И. проинформировал собравшихся
- о резком увеличении объема заявок в связи с вхождением предприятия в Федеральную программу импортозамещения (за три месяца 2015 года поступило заявок на сумму 1 млрд. рублей, что соответствует годовому объему заявок за 2014 год);
- о заключении договоров с ОАО «Тыретский солерудник», АО «Костанайские минералы», ОАО «ЦКБ «Титан» (г. Волгоград) на поставку прессов различной конфигурации, а также о поступлении заказов от Госкорпорации «Росатом»;
- об отсутствии средств на модернизацию системы отопления – установку современной блочно-модульной котельной;
- о необходимости кооперационного сотрудничества по мелким токарным, сверлильным операциям и литью крупногабаритных заготовок.
В ходе заседания предметно представили потребности своих предприятий в кооперационных связях представители ООО «Велдер» и ОАО «ЗБО» .
В ходе обсуждения участниками обозначены проблемные вопросы, затрагивающие интересы каждого машиностроительного предприятия области, в том числе:
- Множество ограничений (препятствий для добросовестной конкуренции) при проведении процедуры электронных аукционов, тендеров (ФЗ-44, ФЗ-223) приводят к «легализации коррупции», увеличивая административные барьеры в геометрической прогрессии, а именно:
- объявляются «неделимые тендеры», не допускающие участия предприятий с мелкосерийным производством;
- назначаются невыполнимые сроки поставки (в течение 10 дней) готовой продукции без авансирования;
- в ряде случаев требуется внести обеспечительный платеж в размере 40% на депозит (без аванса);
- все авансы выдаются исключительно под банковские гарантии;
- оплата работ по уже выполненному тендеру задерживается на 4 и более месяцев и предоставляется только по исковому заявлению в суд;
- имеет место формальный подход к качественным характеристикам участника тендера без учета его опыта, производственных мощностей, квалификации специалистов, когда определяющим условием победы в аукционе является ЦЕНА.
- невозможно конкурировать с иностранными организациями, большая часть из которых не производители, а продавцы, из-за неконкурентоспособности стоимости (цены) продукции отечественных производителей.
Трудности в осуществлении подготовки рабочих кадров силами предприятия:
- невозможность получения лицензии на право ведения образовательной деятельности (есть наставники, есть оборудование, на котором можно учить, но нет такой легальной возможности);
- несоответствие квалификации выпускников инженерных специальностей требованиям производства («не знают основ физики и математики»);
- участие специалистов предприятий в Комиссиях по приему экзаменов у выпускников ССУЗов выявляет их низкую квалификацию, отсутствие навыков практической работы и незаинтересованность в работе по специальности («получают образование и идут работать официантом, так как во время обучения подрабатывали в кафе и ресторанах»), а также отсутствие (изношенность) производственных площадок для формирования навыков работы по специальности;
Дополнительные издержки предприятий в связи с вводом в действие с 1 января 2016 года пункта 27 статьи 2 ФЗ № 382 от 29.11.2014г., когда объект недвижимого имущества подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.
Отсутствие механизмов защиты интересов экспортоориентированного отечественного производителя, когда Валютный контроль штрафует оренбургское предприятие, выполнившее заказ казахского партнера и не получившее от него своевременную оплату, в этом случае оренбургское предприятие, избегая штрафов, вынуждено не предъявлять иск безответственному партнеру, а «просить продлить срок исполнения обязательств по оплате».
Несправедливая система равного налогообложения для производителей и посредников.
Необоснованное предоставление налоговых каникул вновь созданным субъектам малого предпринимательства.
Высокие затраты при освоении новых видов продукции или оборудования, в том числе затраты на проектирование и конструирование, разработку технологического процесса изготовления продукции, переоснастку и переналадку оборудования, проведение испытаний, получение лицензий, сертифицирование.
Руководители финансово-банковской инфраструктуры представили участникам заседания возможные механизмы содействия получения банковских гарантий и сопровождения для пользования займами Фонда развития промышленности.
Руководитель НО «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области» Куприянова А.Ш. проинформировала участников заседания о формах финансовой поддержки (при обращении в один из 25 банков-партнеров Фонда), в том числе о новом гарантийном продукте (по Соглашению с Агентством кредитных гарантий)– предоставлении синдицированной (объединенной) банковской гарантии, выдающейся при участии одновременно нескольких финансовых учреждений, а также наличии свободных гарантий на сумму 460 млн. рублей, которые выдаются на сумму, не превышающую 50 % от суммы обязательств Заемщика в части возврата фактически полученной суммы кредита. Отметила, что максимальный размер поручительства 15 млн. рублей, максимальный срок предоставления поручительства - 7 лет для предприятий, осуществляющих приоритетные виды деятельности, и 5 лет - для прочих субъектов МСП. Микрозаймы (в размере от 50 тыс. рублей до 1 млн. рублей) предоставляются субъектам малого и микропредпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, зарегистрированным в установленном порядке на территории Оренбургской области.
Руководитель ОАО «Корпорация развития Оренбургской области» Сазонов А.Н. проинформировал о новых механизмах привлечения заемных средств через Фонд промышленного развития, которые предусматривают получение займов на срок от 5 до 7 лет, на сумму от 50 до 500 млн. рублей, подобными предложениями уже воспользовались 10 оренбургских предприятий, оформившие заявки через Корпорацию развития.
По итогам обсуждения высказаны следующие рекомендации:
- Руководителям машиностроительных предприятий разработать планы мероприятий по устойчивому развитию своих предприятий с указанием векторов развития: потребностей и возможностей для кооперации, «расшивку узких мест», перечня незавершенных инвестиционных и инновационных проектов с обозначением объемов требуемого финансирования и выслать эти планы в адрес исполнительной дирекции ОСПП и Корпорации развития Оренбургской области для обобщения и отслеживания этапов реализации.
- Руководителям машиностроительных предприятий направлять специалистов предприятий в качестве экспертов при проведении Государственной итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования для проверки качества подготовки рабочих и инженерных кадров, на соответствие требованиям профстандартов.
- Руководителям кадровых служб предприятий руководствоваться при приеме на работу выпускников учреждений профобразования наличием Сертификата о присвоении квалификационного уровня, выданным Областным объединением работодателей ОСПП.
- Руководителям машиностроительных предприятий использовать механизмы получения финансирования через взаимодействие с НО «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области».
- Изучить вопрос поддержки предприятий с импортозамещающими проектами до 50 млн. рублей с введением дифференцированной ставки налогообложения для производителей и посредников («перекупщиков») и компенсации затрат, связанных с постановкой изделий на производство и обучение.
- Обратиться к Заказчикам, проводящим тендеры, при составлении конкурсной документации закладывать качественные параметры участника закупок, аукциона, предусматривая удельный вес приоритетных показателей: наличие опыта, производственных мощностей, специалистов высокой квалификации, а также практиковать систему предквалификационного отбора подрядчиков.
- Создать экспертную группу для анализа трудоёмкости и длительности процессов, связанных с сертификацией новых видов продукции в России и зарубежных странах, и составления Дорожной карты.
- Ввести в практику использование возможностей областного бизнес-портала www.orenprom.com – раздела «Производственная кооперация», в котором оперативно размещать ТЗ, чертежи, описание требуемых деталей, продукции, комплектующих, оборудования или специалистов нужной квалификации, а также возможности (предложения) для кооперации.
- Проводить подобные отраслевые встречи представителей предприятий систематически – не реже 1 раза в квартал на производственных площадках для обсуждения приоритетных проблем устойчивого развития.
- Провести очередную встречу с руководителями машиностроительных предприятий на ОАО «Завод Инвертор» (по согласованию с руководством) с повесткой «О подготовке кадров для нужд машиностроительной отрасли Оренбургской области».